Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 г.
N 390-ФЗ
"О безопасности"

Принят Государственной Думой 7 декабря 2010 года
Одобрен Советом Федерации 15 декабря 2010 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон определяет основные принципы и содержание дея-тельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, эко-логической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмот-ренных законодательством Российской Федерации (далее - безопасность, национальная безопасность), полномочия и функции федеральных органов государственной власти, ор-ганов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного само-управления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Фе-дерации (далее - Совет Безопасности).

Статья 2. Основные принципы обеспечения безопасности
Основными принципами обеспечения безопасности являются:
1) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3) системность и комплексность применения федеральными органами государст-венной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, дру-гими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;
4) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;
5) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государ-ственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.

Статья 3. Содержание деятельности по обеспечению безопасности
Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя:
1) прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;
2) определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности;
3) правовое регулирование в области обеспечения безопасности;
4) разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по вы-явлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрали-зации последствий их проявления;
5) применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;
6) разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности;
7) организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности;
8) координацию деятельности федеральных органов государственной власти, орга-нов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного само-управления в области обеспечения безопасности;
9) финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств;
10) международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности;
11) осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соот-ветствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 4. Государственная политика в области обеспечения безопасности
1. Государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокуп-ность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организа-ционных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специаль-ных и иных мер.
2. Основные направления государственной политики в области обеспечения безо-пасности определяет Президент Российской Федерации.
3. Государственная политика в области обеспечения безопасности реализуется фе-деральными органами государственной власти, органами государственной власти субъ-ектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основе стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктри-нальных документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Прези-дентом Российской Федерации.
4. Граждане и общественные объединения участвуют в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности.

Статья 5. Правовая основа обеспечения безопасности
Правовую основу обеспечения безопасности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международ-ные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоя-щий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые ак-ты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Рос-сийской Федерации, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компе-тенции в области безопасности.

Статья 6. Координация деятельности по обеспечению безопасности
Координацию деятельности по обеспечению безопасности осуществляют Президент Российской Федерации и формируемый и возглавляемый им Совет Безопасности, а так-же в пределах своей компетенции Правительство Российской Федерации, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Статья 7. Международное сотрудничество в области обеспечения безопасности
1. Международное сотрудничество Российской Федерации в области обеспечения безопасности осуществляется на основе общепризнанных принципов и норм междуна-родного права и международных договоров Российской Федерации.
2. Основными целями международного сотрудничества в области обеспечения безо-пасности являются:
   1) защита суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации;
   2) защита прав и законных интересов российских граждан за рубежом;
   3) укрепление отношений со стратегическими партнерами Российской Федерации;
   4) участие в деятельности международных организаций, занимающихся проблемами обеспечения безопасности;
   5) развитие двусторонних и многосторонних отношений в целях выполнения задач обеспечения безопасности;
   6) содействие урегулированию конфликтов, включая участие в миротворческой дея-тельности.

Глава 2. Полномочия федеральных органов государственной власти, функции орга-нов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного само-управления в области обеспечения безопасности

Статья 8. Полномочия Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности 
Президент Российской Федерации:
1) определяет основные направления государственной политики в области обеспе-чения безопасности;
2) утверждает стратегию национальной безопасности Российской Федерации, иные концептуальные и доктринальные документы в области обеспечения безопасности;
3) формирует и возглавляет Совет Безопасности;
4) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в об-ласти обеспечения безопасности, руководство деятельностью которых он осуществляет;
5) в порядке, установленном Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", вводит на территории Российской Фе-дерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, осуществляет полно-мочия в области обеспечения режима чрезвычайного положения;
6) принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации:
   а) решение о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;
   б) меры по защите граждан от преступных и иных противоправных действий, по противодействию терроризму и экстремизму;
7) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации вопросы, свя-занные с обеспечением защиты:
   а) информации и государственной тайны;
   б) населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
   8) осуществляет иные полномочия в области обеспечения безопасности, возложен-ные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Статья 9. Полномочия палат Федерального Собрания Российской Федерации в об-ласти обеспечения безопаснос
1. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:
   1) рассматривает принятые Государственной Думой Федерального Собрания Рос-сийской Федерации федеральные законы в области обеспечения безопасности;
   2) утверждает указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения.
2. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации принима-ет федеральные законы в области обеспечения безопасности.

Статья 10. Полномочия Правительства Российской Федерации в области обеспече-ния безопасности
Правительство Российской Федерации:
1) участвует в определении основных направлений государственной политики в об-ласти обеспечения безопасности;
2) формирует федеральные целевые программы в области обеспечения безопасности и обеспечивает их реализацию;
3) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в об-ласти обеспечения безопасности, руководство деятельностью которых оно осуществляет;
4) организует обеспечение федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправ-ления средствами и ресурсами, необходимыми для выполнения задач в области обеспе-чения безопасности;
5) осуществляет иные полномочия в области обеспечения безопасности, возложен-ные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Рос-сийской Федерации.

Статья 11. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности
Федеральные органы исполнительной власти выполняют задачи в области обеспе-чения безопасности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федераль-ными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Прави-тельства Российской Федерации.

Статья 12. Функции органов государственной власти субъектов Российской Федера-ции и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местно-го самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законода-тельства Российской Федерации в области обеспечения безопасности.

Глава 3. Статус Совета Безопасности

Статья 13. Совет Безопасности
1. Совет Безопасности является конституционным совещательным органом, осуще-ствляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обес-печения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного про-изводства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суве-ренитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а так-же по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.
2. Совет Безопасности формируется и возглавляется Президентом Российской Феде-рации.
3. Положение о Совете Безопасности Российской Федерации утверждается Прези-дентом Российской Федерации.
4. В целях реализации задач и функций Совета Безопасности Президентом Россий-ской Федерации могут создаваться рабочие органы Совета Безопасности и аппарат Сове-та Безопасности.

Статья 14. Основные задачи и функции Совета Безопасности
1. Основными задачами Совета Безопасности являются:
1) обеспечение условий для осуществления Президентом Российской Федерации полномочий в области обеспечения безопасности;
2) формирование государственной политики в области обеспечения безопасности и контроль за ее реализацией;
3) прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности, оценка воен-ной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации;
4) подготовка предложений Президенту Российской Федерации:
а) о мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и преодоле-нию их последствий;
б) о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасно-сти;
в) о введении, продлении и об отмене чрезвычайного положения;
5) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и орга-нов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации принятых Президентом Российской Федерации решений в области обеспечения безопасности;
6) оценка эффективности деятельности федеральных органов исполнительной вла-сти в области обеспечения безопасности.
2. Основными функциями Совета Безопасности являются:
1) рассмотрение вопросов обеспечения безопасности, организации обороны, военно-го строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Рос-сийской Федерации с иностранными государствами, иных вопросов, связанных с защи-той конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостно-сти Российской Федерации, а также вопросов международного сотрудничества в области обеспечения безопасности;
2) анализ информации о реализации основных направлений государственной поли-тики в области обеспечения безопасности, о социально-политической и об экономиче-ской ситуации в стране, о соблюдении прав и свобод человека и гражданина;
3) разработка и уточнение стратегии национальной безопасности Российской Феде-рации, иных концептуальных и доктринальных документов, а также критериев и показа-телей обеспечения национальной безопасности;
4) осуществление стратегического планирования в области обеспечения безопасно-сти;
5) рассмотрение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к ведению Совета Безопасности;
6) подготовка проектов нормативных правовых актов Президента Российской Феде-рации по вопросам обеспечения безопасности и осуществления контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности;
7) организация работы по подготовке федеральных программ в области обеспечения безопасности и осуществление контроля за их реализацией;
8) организация научных исследований по вопросам, отнесенным к ведению Совета Безопасности.
3. Президент Российской Федерации может возложить на Совет Безопасности иные задачи и функции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 15. Состав Совета Безопасности
1. В состав Совета Безопасности входят Председатель Совета Безопасности Россий-ской Федерации, которым по должности является Президент Российской Федерации; Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации (далее - Секретарь Совета Безо-пасности); постоянные члены Совета Безопасности и члены Совета Безопасности.
2. Постоянные члены Совета Безопасности входят в состав Совета Безопасности по должности в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации. Секретарь Совета Безопасности входит в число постоянных членов Совета Безопасности.
3. Члены Совета Безопасности назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, им определяемом.
4. Члены Совета Безопасности принимают участие в заседаниях Совета Безопасно-сти с правом совещательного голоса.
5. Секретарем Совета Безопасности, постоянными членами Совета Безопасности и членами Совета Безопасности могут быть граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Статья 16. Секретарь Совета Безопасности
1. Секретарь Совета Безопасности является должностным лицом, обеспечивающим реализацию возложенных на Совет Безопасности задач и функций.
2. Секретарь Совета Безопасности назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации, которому подчиняется непосредствен-но.
3. Полномочия Секретаря Совета Безопасности определяются Президентом Россий-ской Федерации.

Статья 17. Организация деятельности Совета Безопасности
1. Деятельность Совета Безопасности осуществляется в форме заседаний и совеща-ний.
2. Порядок организации и проведения заседаний и совещаний Совета Безопасности определяется Президентом Российской Федерации.

Статья 18. Решения Совета Безопасности
1. Решения Совета Безопасности принимаются на его заседаниях и совещаниях по-стоянными членами Совета Безопасности в порядке, определяемом Президентом Россий-ской Федерации. Постоянные члены Совета Безопасности обладают равными правами при принятии решений.
2. Решения Совета Безопасности вступают в силу после их утверждения Президен-том Российской Федерации.
3. Вступившие в силу решения Совета Безопасности обязательны для исполнения государственными органами и должностными лицами.
4. В целях реализации решений Совета Безопасности Президентом Российской Фе-дерации могут издаваться указы и распоряжения.

Глава 4. Заключительные положения

Статья 19. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (по-ложений законодательных актов) Российской Федерации
Признать утратившими силу:
1) Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 года N 2446-1 "О безопасности" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст. 769);
2) Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 5 марта 1992 года N 2446/I-I "О введении в действие Закона Российской Федерации "О безопасности" (Ведо-мости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Россий-ской Федерации, 1992, N 15, ст. 770);
3) Закон Российской Федерации от 25 декабря 1992 года N 4235-I "О дополнении статьи 14 Закона Российской Федерации "О безопасности" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 77);
4) Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 25 декабря 1992 го-да N 4236-I "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О дополне-нии статьи 14 Закона Российской Федерации "О безопасности" (Ведомости Съезда на-родных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 78);
5) статью 9 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ "О внесении изме-нений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3033);
6) статью 2 Федерального закона от 7 марта 2005 года N 15-ФЗ "О внесении измене-ний в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утративши-ми силу отдельных положений законодательного акта Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления в сфере защи-ты и охраны Государственной границы Российской Федерации" (Собрание законода-тельства Российской Федерации, 2005, N 10, ст. 763);
7) статью 1 Федерального закона от 25 июля 2006 года N 128-ФЗ "О внесении изме-нений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения тре-бований к замещению государственных и муниципальных должностей" (Собрание зако-нодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3427);
8) статью 3 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 24-ФЗ "О внесении измене-ний в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требо-ваний к лицам, замещающим государственные или муниципальные должности, а также должности государственной или муниципальной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 10, ст. 1151);
9) статью 1 Федерального закона от 26 июня 2008 года N 103-ФЗ "О внесении изме-нений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенст-вованием государственного управления в области таможенного дела" (Собрание законо-дательства Российской Федерации, 2008, N 26, ст. 3022).

Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опублико-вания.

Президент Российской Федерации Д. Медведев